Специфические принципы использования физической культуры

Наряду с тем, что процесс освоения физической культуры есть процесс глубоко педагогический и отражен в вышеозначенных общеметодических принципах, этот процесс столь же глубоко специфический и сопряжен, главным образом с преобразованием телесности человеческой, а через нее (а точнее, сопряженно) – с преобразованием и духовной сферы человека.

В связи со специфическими закономерностями организации и построения процессов физического образования, спортивной подготовки выделяют специфические принципы использования физической культуры (по Т.Ю. Круцевич – формирования физической культуры личности): непрерывности, прогрессирования тренирующих воздействий, адаптивного сбалансированного нагрузок, цикличности, возрастной адекватности (по материалам: 211, Т.1, с.83–114; 208, с. 69–75; 171, с.199–206; 161, с. 53–56; 209, Т.1, с. 127–139; 133, с. 96–113; 213, т.1, с. 57–61; 217, с. 87–91).

Принцип непрерывности определяет организацию и реализацию процесса физического образования как целостного, слитного, без деления на части, что обеспечивает, в свою очередь, достижение одного из основных эффектов педагогических воздействий позитивного и повышающегося (по объему и качеству) накопления сдвигов в состоянии двигательной (главным образом) и личностной (психической) подготовленности.

Процесс реализации рассматриваемого принципа предусматривает соблюдение следующих основных педагогических правил:

- организация и реализация медико-биологического и педагогического контроля для определения текущего состояния занимающихся, что позволяет точнее определять содержание и «дозу» тренирующих воздействий (объем и интенсивность тренировочной работы);

- обеспечение регулярности занятий (прежде всего в аспекте их количества, повторности) в соответствии с задачами и общей логикой процесса физического образования;

- определение и использование оптимальных интервалов отдыха между дозированными физическими нагрузками (ординарный, суперкомпенсаторный, жесткий);

Заметки на полях

В связи с повторностью занятий и интервалами отдыха между ними возможны следующие варианты режимов тренирующих воздействий: - восстановительный, когда количество занятий (их частота) в течение определенного периода (чаще недельного) относительно мала и интервал отдыха (чаще ординарный) достаточно продолжительный (свидетельствует о полном восстановлении и даже некотором утрачивании следовых эффектов воздействий); обычно частота занятий при этом – 2-3 раза в неделю (используется в рекреационной и реабилитационной физической культуре); - поддерживающий, отражающий такую частоту занятий, когда следующая тренировка (после ординарного интервала отдыха) приходится на фазу полного восстановления психофизических сдвигов от предыдущего занятия; такой режим характерен при 3-х разовых занятиях в неделю (используется в процессе рекреационной физической культуры; физического образования); - развивающий, который имеет две разновидности: частота занятий «задается» в фазе недовосстановления психофизического состояния от предыдущего занятия (интервал отдыха – жесткий т.е. укороченный; нагрузка – занятие – проводится на «фоне» некоторой утомленности занимающихся); количество занятий (их частота) определяется фазой суперкомпенсации в психофизическом состоянии занимающихся (т.е. некоторым «приростом» в тренированности функций, качеств и систем организма). Как правило, развивающий режим предполагает как минимум ежедневные занятия, а также двухразовые тренировки в день (этот режим характерен (должен быть) для физического образования и спортивной подготовки).



- определение оптимальной (в зависимости от логики процесса физического образования и его задач и состояния подготовленности) продолжительности занятия;

- обеспечение должной (опять-таки регламентированной задачами физического образования) последовательности в освоении содержания физической культуры, что предусматривает:

своевременный (от логики обучения и воспитания) «переход» от освоения одних двигательных умений и навыков, к другим (во взаимосвязи); от последовательного воспитания одних двигательных (впрочем, и личностных) качеств к другим, обеспечивая при этом системную комплексность воздействий, прежде всего в серии занятий;

оптимальную преемственность в освоении содержания физической культуры, что заключается главным образом в строгом согласовании порядка освоения нового материала на основе имеющегося опыта и подготовленности и определяет качество «переноса навыка» (естественно, необходимо «бороться» за положительный перенос).

Принцип прогрессирования тренирующих воздействий (динамичности – 161; постепенного наращивания развивающе–тренирующих воздействий – 133; прогрессирования воздействий – 213; единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам – 171).

Этот принцип «предписывает» неуклонное повышение требований к содержанию физкультурно-спортивной деятельности и психофизическим нагрузкам с целью обеспечения позитивной динамики становления качественно-количественных показателей физической культуры личности.

Важно при этом отметить, что сущность положения «повышение требований к физкультурно-спортивной деятельности» определяется общими (равно как и частными) показателями: объема и интенсивности тренирующих воздействий; сложности двигательной деятельности (прежде всего в аспекте сложности осваиваемых двигательных умений и навыков) и теоретического материала; сложности используемых методов, средств и условий занятий.

Заметки на полях

Объем тренирующих воздействий – количественная мера используемых средств физической культуры; суммарное количество тренировочной работы в рамках установленного времени (занятие, неделя, месяц, год и т.д.) (133, с. 52; Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер, 2001, с. 227). Интенсивность тренирующих воздействий – степень концентрации объема нагрузки во времени (единицу времени, цикл) (133, с.52; Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер, 2001, с.136).

Успешная реализация принципа прогрессирования тренирующих воздействий обеспечивается при соблюдении основных педагогических правил:

- постоянное обновление содержания физкультурно-спортивной деятельности с обеспечением взаимосвязи предшествующего, настоящего и последующего осваиваемого материала; означенное педагогическое требование относится преимущественно к процессу теоретической подготовки и формирования двигательных умений и навыков. Значимым при этом представляется и то, что усложнение содержания физкультурно-спортивной деятельности необходимо должно «проходить» на фоне ранее прочно сформированных двигательных умений, навыков и знаний;

- обеспечение (в связи с предшествующим правилом) посильности (однако труднодоступности в соответствии с подготовленностью занимающихся) содержания учебно-тренировочной работы (учебно-тренировочная работа при этом – объем и характер двигательной деятельности занимающихся);

- оптимальное соотношение (прежде всего в рамках учебного года – макроцикла и в соответствии с уровнем подготовленности занимающихся) типичных форм динамики суммарной учебно-тренировочной работы, предусматривающее постепенное ее увеличение в системе занятий;

Заметки на полях

В этой связи возможны различные формы динамики суммарной учебно-тренировочной работы, обеспечивающие, тем не менее, постепенное ее увеличение прежде всего за счет «лучшего» соотношения объема и интенсивности физкультурно-спортивной деятельности: прямолинейно-восходящая, ступенчатая, волнообразная (209, Т.1, с.137-139). Прямолинейно-восходящая форма характеризуется практически одновременным и соразмерным (однако крайне постепенным, с невысокими темпами увеличения нагрузки и достаточными для восстановления интервалами отдыха) увеличением объема и интенсивности тренирующих воздействий (к примеру, от одного микроцикла – недели – к другому). Ступенчатая форма динамики суммарной нагрузки (учебно-тренировочной работы) характеризуется определенным и своего рода поочередным чередованием повышения объема нагрузок и их интенсивности (иными словами, на тех «ступенях», где происходит увеличение суммарной нагрузки за счет увеличения ее объема, происходит стабилизация суммарной интенсивности, и наоборот). И прямолинейная, и ступенчатая формы применяются преимущественно в микро- и мезоциклах; позволяют в целом осваивать достаточно значительные нагрузки; обуславливают достаточно «жесткий» режим тренировочной работы. Тем не менее наиболее приемлема в практике освоения физической культуры (особенно на протяжении 1–3-х мезоциклов (1,0 - 1,5 месяцев) волнообразная форма, суть которой – относительно постепенное и почти одновременное (с «отставанием» в интенсивности) повышение суммарной нагрузки с достаточно крутым нарастанием (в течение месяца) с последующим резким снижением (в течение 1,0 - 1,5 недель), падением объема и интенсивности (последняя «отстает» в падении); затем эта же «волна» воспроизводится на более высоком уровне (после 1,0 - 1,5 недель относительного «отдыха» в суммарном воздействии учебно-тренировочной работы).

- постоянное (прогрессивное) увеличение дозы учебно-тренировочной работы в соответствии с динамикой становления адаптационных механизмов (прогресспри этом – поступательное движение);

- обеспечение на всех этапах физического образования систематического медико-биологического и педагогического контроля, позволяющего изначально диагностировать, а затем нормировать дозу учебно-тренировочной работы в соответствии с готовностью занимающихся.

Принцип цикличности предопределяет определенную структурность занятий, а также повторяемость отдельных занятий и их серий.

Заметки на полях

Здесь же следует оговориться, что принцип цикличности в большей мере характерен для процесса спортивной подготовки, для обеспечения спортивной тренировки спортсменов (как одного из структурных компонентов общей системы спортивной подготовки) и становления их спортивной формы. Тем не менее означенный принцип вполне приемлем и в сфере школьного физического образования, особенно при выраженной его систематичности и спортизации.

Этот принцип организации и реализации процесса освоения физической культуры тесно связан с принципом волнообразности динамики и отражает совокупность тренировочных воздействий, образующих относительно законченный «кругооборот» системно повторяющихся звеньев тренировочного процесса (отдельных упражнений, занятий, периодов, этапов) в рамках определенных циклов. Таким образом, циклы тренировки – наиболее общие и универсальные формы структурной организации тренировочного процесса.

В этой связи принцип цикличности нацеливает на установление относительно общего порядка процесса физического образования; при этом различают:

- малые циклы, или микроциклы (недельные);

- средние, или мезоциклы (часто околомесячные);

- большие, или макроциклы (полугодичные и годичные).

Практическая реализация принципа цикличности подчинена следующим основным правилам, определяющим необходимость:

- систематического повторения основного содержания занятий при их, тем не менее, последовательном изменении в соответствии с логикой решения основных задач физического образования;

- строить систему занятий в рамках относительно завершенных циклов (в практике школы – недельных; мезоциклов, отражающих раздел программы или учебную четверть);

- системно (волнообразно) чередовать серии занятий таким образом, чтобы обеспечивать оптимальное соотношение нагрузок и отдыха при накоплении кумулятивного эффекта в становлении двигательной готовности (принцип цикличности ориентирует преимущественно на это);

- последовательно чередовать микро-, и мезоциклы таким образом, чтобы обеспечивать прирост в двигательной и личностной готовности каждого занимающегося (группы, класса);

- учитывать при построении различных циклов состояние двигательной и личностной готовности; закономерности становления, поддержания и утраты спортивной формы.

Принцип возрастной адекватности предопределяет изначально определение, а затем и реализацию доминирующей направленности процесса физического образования в соответствии с этапами онтогенеза (в практике школы речь идет об определении преимущественной направленности физического образования для школьников младших, средних и старших классов).

Заметки на полях

Применительно к практике спортивной подготовки соблюдение этого принципа сопряжено с определением начала специализированных занятий каким-либо видом спорта; учетом сензитивных периодов физического развития, двигательного и личностного становления; определением узкой спортивной специализации; прогнозированием первых результатов (равно как и возрастной зоны максимальных результатов); преимущественной направленности видов спортивной тренировки и т.п.

Данный принцип ориентирует на такой подбор видов физкультурно-спортивной деятельности и их содержания, которые бы «помогли» самореализации личности в отношении оптимизации процессов становления тех двигательных и личностных свойств, качеств и функций, для которых созданы благоприятные биологические предпосылки.

Заметки на полях

Так, в частности, в практике школьного физического образования в младшем школьном возрасте доминирует общеподготовительная направленность в отношении всестороннего и комплексного воспитания двигательных качеств; формирования (возможно большего) фонда двигательных умений и навыков (как жизнеобеспечивающих, так и спортивных); общего оздоровления учащихся (в аспекте повышения адаптационных возможностей); общего психического развития (основных психических процессов). Тем не менее избирательность есть и особенно в отношении двигательных качеств (ловкости или гибкости, к примеру); можно (и нужно) с успехом формировать потребностно-мотивационную сферу на занятиях физической культурой и т.д. Позднее, в подростковом и юношеском возрасте, направленность физического образования более специализируется в отношении избирательного воздействия на различные двигательные и личностные способности с учетом индивидуальных потребностей, интересов, мотивов. Более усиливаются воздействия на психоэмоциональную сферу личности; становление основ ее культуры (как базовой, так и физической) «с привлечением» к этому самих занимающихся.

Таким образом, в самом общем смысле реализация рассматриваемого принципа сопряжена с определением общей стратегии и технологий общей направленности физического образования; обеспечением всесторонности в воспитании биосоциальных начал личности на каждом из этапов онтогенеза; типовой индивидуализацией физического образования (в каждом возрастном периоде).

Говоря более детально, основными правилами реализации принципа возрастной адекватности являются:

- учет сензитивных периодов воспитания двигательных (физических) качеств (способностей) (133, с.111; 47);

- оптимизация суммарных психофизических нагрузок от одного возрастного периода к другому с учетом сензитивных периодов возрастного развития и должной преемственности;

- соблюдение возрастных (психических, функциональных) возможностей школьников в подборе методов (как общепедагогических, так и специфических) освоения физической культуры;

- своевременная диагностика и определение вида физкультурно-спортивной деятельности, к которому есть предрасположенность (способности) и личностные предпочтения;

- усиление педагогических воздействий на «отстающие» в развитии двигательные и личностные качества и свойства, необходимые для достижения степени соответствия данному периоду онтогенеза;

- оптимизация (прежде всего в аспекте последовательности и преемственности) процессов воспитания сущностных характеристик базовой культуры личности;

- определение меры и соотношения комплексности и избирательности в воздействиях на телесно-духовные составляющие личности в различные возрастные периоды.

Сущность принципа единства общей и специальной подготовки заключается в обеспечении всесторонней двигательной и личностной подготовленности школьников; объективно потребной базы для эффективного освоения физической культуры.

Заметки на полях

Выделение этого принципа обусловлено рядом закономерностей: - направленность на формирование личности и оптимальное соотношение ее биологических и социальных начал; телесности (двигательная подготовленность) и духовности (социализация, нравственность, этика, эстетика, психические процессы и т.д.); в данном случае речь идет о реализации основополагающего принципа физической культуры – всесторонности развития личности; - целостность организменного строения человека и взаимосвязь всех органов, систем и функций, подчеркивающая, что становление каких-либо специальных двигательных и личностных способностей возможно лишь на основе общей физической, психофизической и функциональной подготовленности; при этом не вызывает сомнения взаимосвязь физических и духовных сил человека; - «перенос тренированности» и «навыка», иллюстрирующие тот факт, что формирование специальной (технико-тактической) подготовленности обусловлено обширностью и разнообразием фонда двигательных умений и навыков, не имеющих, возможно, отношения к избранному виду спорта, но являющихся базой для становления новых форм действий и движений.

Реализация принципа единства общей и специальной подготовки основывается на следующих основных методических положениях:

- неотделимость общей и специальной подготовки как равнозначно необходимых процессов и сторон тренировки (подготовки); ни одну из них нельзя исключить из целостной системы подготовки спортсмена (ученика, школьника) без ущерба для спортивных достижений и результатов в реализации конечных целей и задач использования спорта как средства и фактора формирования личности и ее физической культуры;

- взаимосвязь содержания общей и специальной подготовки; это проявляется в том, что содержание общей подготовки существенно «специализируется» в соответствии со спецификой вида спорта, тогда как содержание специальной обусловлено предпосылками и базой общей подготовленности;

- несводимость (неотождествление) общей и специальной подготовки как процессов, которые недопустимо подменять один другим;

- необходимость определения на различных этапах спортивного совершенствования (физического образования) меры соотношения общей и специальной подготовки, которая существенно зависит от вида спорта (раздела программы), этапа освоения физической культуры, подготовленности учащихся, других обстоятельств, влияющих на спортсмена.

В заключение отметим, что в процессе освоения физической культуры невозможно (да и не следует) руководствоваться каким-либо одним–двумя принципами. Принципы образуют в школе синтезирующее, интегративное начало процесса физического образования и обеспечивает успех образовательной деятельности только при систематическом и комплексном использовании, с учетом всех основных требований и правил их реализации.

Тема 6




0876747672117831.html
0876808863702236.html
    PR.RU™