НЕПРИКАСАЕМЫЕ И РАБЫ

На самой низшей ступени древнеиндийского общества располагались неприкасаемые (парии) и рабы. Сословие париев находилось за рамками традиционной системы четырех варн. Юридический статус неприкасаемых определяли религиозные представления о “нечистоте” некоторых предметов и профессий. Париям отводились занятия рыболовством, охотой, торговля мясом и убийство животных, обработка кож и т.д.

Рассказывают, будто, когда две знатные женщины вышли на улицу и случайно увидели неприкасаемых из разряда чандалов, то они немедленно вернулись обратно, чтобы, промыв свои глаза, очиститься от скверны.

Извлечения: Законы Ману

X, 51. Местожительство чандалов и швапачей (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы.

X, 521. Одеждами - одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

X, 52. Человеку, исполняющему дхарму, не следует обращаться с ними, их дела (должны решаться) между ними, браки - с подобными им.

X, 54. Их пища должна быть даваема им другими в разбитой посуде; ночью им не полагается бродить по деревням и городам.

X, 55. Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ, и пусть уносят трупы (людей), не имеющих родственников: таков порядок.

X, 56. Им полагается всегда по приказу царя, согласно шастрам, умерщвлять приговоренных к казни; они могут забирать одежды казненных, ложа и украшения.

Несмотря на крайние формы правовой дискриминации, чандалы, швапачи и другие парии все же формально оставались свободными, тогда как рабы не обладали правом даже на свою личность. Юридические нормы низводили рабов (даса) до положения животных: “Корова, коза, человек, овца, лошадь, мул, осел - эти семь сведущими считаются домашними животными” (Махабхарата).

Рабы были по общему правилу неправоспособными: сделки, ими заключенные, считались ничтожными, то есть изначально недействительными. Хозяин свободно распоряжался ими, как любым другим имуществом - продавал, проигрывал в кости, закладывал, дарил и прочее. Причем, например, в случае залога рабыни ее потомство принималось как проценты на долг. Однако, как и всюду на Древнем Востоке, право Индии знало послабления для отдельных категорий рабов. Очевидно, они могли владеть некоторым имуществом и даже, как свидетельствует одна из статей “Законов Ману”, сами имели рабов.

Извлечения: Законы Ману

VIII, 415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания - таковы семь разрядов рабов.



VII, 416. Жена, сын и раб - трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают.

IX, 179. Если у шудры есть сын от рабыни или рабыни раба, он, признанный (отцом), может получить часть (наследства): такова установленная дхарма.

Однако при всех послаблениях раб оставался рабом и обычай требовал от него постоянно подчеркивать свою преданность господину, всячески выражая рабскую покорность и готовность следовать его приказаниям.


0877638386591409.html
0877675720429836.html
    PR.RU™