КАРТИНА ВТОРАЯ.  

КАРТИНА ВТОРАЯ.

Волшебный сад Азбуки: много деревьев шумит разноцветной листвой, каждое дерево – это какая-то буква. Г о с п о ж а А з б у к а ходит меж деревьями и поливает их из лейки.

Посередине – волшебное озерцо-экран, оно таинственно светится.

Гром, стук, свет мелькает – появляется ступолёт со всеми героями.

Фёдор (выпрыгивая из ступолёта, Азбуке). Здравствуйте!

Алёна. Извините, что мы так шумно, без приглашения. (Аккуратно вылезает наружу.)

Тёма (Азбуке, из ступолёта, опасливо). А вы кто вообще?

Бабка-Ёжка. Э, да кто ж так со взрослыми разговаривает, невежа? Одно слово – Тема! (Выпихивает Тёму и выбирается сама.)

Госпожа Азбука. Здравствуйте, друзья, я – хозяйка этого сада, Азбука. Кто просто так называет, кто госпожой величает. А вы сами кто?

Алёна (озираясь). Ой, как же у вас тут красиво, госпожа Азбука, какой прекрасный сад! Знаете, я Алена, а это – мои друзья, Тема и Федор. А это – Бабка-Ежка. На самом деле, у нас у всех другие имена…

Фёдор. …но мы их не скрываем, мы их просто не можем правильно назвать, потому что…

Бабка-Ёжка. …потому что пропала одна буква…

Тёма. …очень важная буква!

Госпожа Азбука. Ну что вы, друзья, у меня буквы не пропадают – все они на месте, сами смотрите. (Указывает на деревья.) Вот они – все мои буквы, одна к одной, все тридцать три.

Тёма (недоверчиво). Тридцать три? Эти-то все деревья?

Госпожа Азбука кивает.

Что-то многовато**...

Алёна. Они что, живые, все наши буквы?

Госпожа Азбука. Разумеется, живые. И с каждой из них можно разговаривать с помощью моего волшебного экрана. (Указывает посохом на озерцо-экран.)

Тёма. Да это ж просто вода! Лужа.

Госпожа Азбука. Нет, дружок, это не лужа, это – экран из воды. Вода живительна, она питает корни деревьев, и она приносит к ним наши мысли. И деревья посылают нам в ответ нужные слова. Ведь без слов нельзя разговаривать, без слов ничего друг другу сказать нельзя. Без слов все наши мысли при нас останутся. Вот, слышите?

Все затихают. Слышен шелест листьев, похожий на шёпот.

Тёма. Ой, страшновато, даже мурашки…

Фёдор. Почему так странно шелестят эти листья?

Госпожа Азбука. Эти листья – слова. Каждое дерево – это буква, и на ней слова как листики растут. Те, что с этой буквы начинаются.

Тёма. А если листик оторвать? Слово исчезнет?

Госпожа Азбука. Ничего, листик снова вырастет – и никуда слово не денется. А когда новое слово в языке появляется – новый листик вырастает.

Тёма. Новое слово? Это какое же?

Госпожа Азбука. Какого раньше никогда не было.

Тёма. А разве такие бывают?

Госпожа Азбука. Конечно. Ты сам можешь слово придумать.



Тёма. Я?! Ура! Сейчас придумаю…

Бабка-Ёжка (быстро). «Лягушкола».

Тёма. Лягушкола? Это что такое?

Бабка-Ёжка (хихикает). Это школа, где лягушкольники учатся.

Алёна. Я поняла! Это школа для лягушат.

Госпожа Азбука (улыбаясь, пишет слово посохом на воде). Ну вот – новый маленький листик на дереве буквы Л сразу вырос, видите? И будет расти, пока живо это смешное слово.

Тёма. А-а-а… ну тогда… тогда…

Фёдор (улыбаясь). «Парамбулька»!

Алёна. А это что значит?

Фёдор (улыбаясь). Ничего не значит, просто смешное слово!

Госпожа Азбука пишет слово посохом на воде, листик на дереве буквы П трепещет, Фёдор к нему подбегает.

И вот его новенький листок!

Тёма. Так нечестно! Я первый начал слово придумывать! А вы мне думать мешаете.

Фёдор. Тогда думай быстрее, Тема, а то у нас тут дело важное.

Тёма. Сейчас, сейчас… Вот – «борщастье»!

Алёна. А это что за ерунда?

Тёма. Это счастье, когда борща поешь. Я очень люблю мамин борщ!

Бабка-Ёжка. Обжора!

Тёма показывает бабке-Ёжке язык.

Тёма (Азбуке). Ну что, где теперь это новенькое слово?

Госпожа Азбука (улыбаясь, пишет слово посохом на воде). Ищи его листик на дереве буквы Б.

Тёма (подбегая к дереву). Ну-у-у… какой малюсенький, совсем не видать…

Госпожа Азбука. Ничего, вырастет, если новое слово не забудется. И без него на этом дереве много разных слов***. На одних деревьях больше слов, видите? на других - меньше. А на некоторых совсем мало. Или вовсе нет.

Бабка-Ёжка. Это на каких же?

Госпожа Азбука. Да вот - дерево мягкого знака: слова с него не начинаются, но в языке он очень важен! Или вот - дерево И-краткого. Мало слов на такую букву.

Алёна. И на нашу букву мало, и на нашу – пропавшую!

Госпожа Азбука (удивлённо). На какую же?

Тёма. На букву Е!

Госпожа Азбука. Ну что вы, друзья? Буква Е на месте, и в языке очень много слов на букву Е***!

Госпожа Азбука посохом пишет на своём волшебном экране букву Е – и дерево буквы Е в ответ шелестит листьями.

Слышите? Буква Е нам отвечает.

Фёдор. Нет, пропала не буква Е – пропала другая, похожая. Мы не можем эту букву назвать, потому что такой буквы больше нет, нельзя вслух произнести.



Бабка-Ёжка. Она была в точности, как буква Е, только сверху две точечки, малюсенькие-малюсенькие.

Алёна. И мы о ней теперь говорим «Е-две-точки». Чтобы не запутаться.

Госпожа Азбука (кивает). Знаю такую букву. (Пишет посохом на воде, снова и снова, но буква Ё у неё не получается.) И впрямь – никак не выходит, странно… Никогда раньше такого не было… (Идёт в сад, ищет дерево буквы Ё.) Вот оно, дерево этой буквы, только совсем засохло оно, видите? Плохо дело…

Тёма. Плохо вы его поливали, значит.

Госпожа Азбука. Я все буквы свои берегу и живой водицей поливаю их одинаково. Значит, это вы, люди, букву в родном языке не уберегли.

Алёна. Может, просто полить это деревце?

Фёдор. Подсыпать удобрений?

Госпожа Азбука. Не поможет. Язык живой, он с человеком связан.

(Поёт.)

Звери общаются звуками –

Лают, рычат и мяукают,

Лишь у людей, в умных их головах,

Звуки сложились в слова.

Надо беречь

Родную речь,

Живы слова –

И она жива!

Грустно тебе или смех через край,

Для близких – любые слова выбирай.

То, чем богата твоя голова,

Ты доверяешь словам.

Надо беречь

Родную речь,

Живы слова –

И она жива!

Каждый – один, а все вместе – народ,

Слово общение людям даёт.

Родной наш язык – он всему голова,

Друзья, уважайте слова!

Надо беречь

Родную речь,

Живы слова –

И она жива!

Что человек хранит и лелеет, то в его родной речи живо – и будет расти всем на радость. А что забыто – то и засыхает навсегда.

Бабка-Ёжка. Значит, засохла буква? Батюшки, а как же мой духовный рост? Значит, быть мне опять, ясен пень, зловредной Бабой Ягой – Костяной Ногой? И нет никакого выхода?

Госпожа Азбука (трогает корни дерева). Не знаю… корни дерева пока живы. Ищите букву, друзья, верните поскорее, пока не поздно. Тогда и деревце это вновь зашелестит. (Поворачивается спиной и уходит вглубь сада.)

Алёна (вслед). А где? Где искать-то? (Прислушивается.) Не ответила…

Фёдор. Надо искать самим.

Тёма. Бабка-Ежка, спроси у своего древнего компьютера!

Бабка-Ёжка. Что ж, попробую, ясен пень… (Садится, достаёт блюдечко-яблочко, катает.) Катись яблочко по блюдечку, наливное – по серебряному. Покажи нам, где найти букву Е-две-точки, потерянную.

Тёма (глядя в блюдечко). Ой, что за мрак?

Алёна. Это лес.

Фёдор. Лесная чаща.

Бабка-Ёжка. Знаю, знаю я эту полянку возле болота. Раньше мы там с ведьмочками и кикиморками заплутавших путников пугали. Ясен пень, веселились, как умели.

Тёма. А наша буква Е-две-точки там?

Алёна. Что-то не вижу…

Бабка-Ёжка. Вижу не вижу, какая нам разница? Других зацепок у нас нету, летим туда, ясен пень.

Фёдор (отламывает веточку от засохшего дерева). Возьму с собой, вдруг пригодится.

Бабка-Ёжка. Ну что, полетели?

Все (дружно). Полетели!

Влезают в ступолёт.

Гром, стук. Затемнение.

___________________________________


0878617249862860.html
0878688088810216.html
    PR.RU™